Колеса

Колесные диски изготавливаются по трем основным технологиям:

  • Стальные штампованные диски — изготавливаются из стального листа методом штамповки, недостатком их является большой вес. Из-за простоты технологии являются самыми дешевыми по сравнению с другими дисками.
  • Легкосплавные диски — изготавливаются из аллюминиевых и магниевых сплавов. Эти сплавы обладают высокой коррозийной стойкостью (также могут быть дополнительно защищены от коррозии анодным покрытием или высокопрочным лаком). Диски более легкие, чем стальные что снижает неподрессоренную массу автомобиля, тем самым повышая плавность хода. Существует два метода их изготовления:
    • литье — методом отлива из расплавленного металла. По весу примерно в 1.5 раза легче обычного штампованного. Недостатком является ненаправленная кристаллическая структура, это заставляет увеличивать толщину стенок диска для обеспечения надежности.
    • ковка — методом горячей штамповки. Имеют заданную направленную кристаллическую структуру и поэтому примерно в 1.5 раза легче литых. Но цена их достаточна высока по причине большого количества отходов.

Что означают цифры в размерах колесных дисков?

Обозначение типоразмера расшифровывается следующим образом:
первое число обозначает ширину обода в дюймах,
второе число — посадочный диаметр обода в дюймах, затем идет описание формы и количество буртиков (Н - круглая форма, С - плоская форма буртика).

На упаковочной коробке колес приводятся типоразмер и марка автомобиля или типоразмер и установочные размеры ET, PCD, DIA, количество крепежных отверстий - LZ.

Международные обозначения типоразмеров колес:

  • LZ — количество крепежных отверстий
  • P.C.D. — диаметр центров крепежных отверстий
  • ET — off-set (вылет) расстояние от посадочной плоскости колеса до середины профиля обода
  • DIA — диаметр отверстия под ступицу

Определить установочные параметры колеса можно по колесным каталогам или путем непосредственного измерения. И то, и другое лучше делать в специализированных магазинах.

Можно ли установить на автомобиль диски с другими параметрами?

Установочные параметры колеса PCD — диаметр центров крепежных отверстий — и DIA — диаметр отверстия под ступицу — должны строго соответствовать автомобилю.

Относительно вылета: по субъективным впечатлениям большинства водителей, изменения управляемости автомобиля при изменении вылета колеса на несколько миллиметров не ощущается. Более того, при тюнинге автомобилей зачастую устанавливают колеса с вылетом, значительно отличающимся от «родного».

Тем не менее, эксплуатация автомобиля, колеса которого имеют вылет, значительно отличающийся от «родного», может принести владельцу определенные неудобства, как-то: более частая мойка автомобиля (если колесо выступает за пределы колесной ниши), дополнительные регулировки при проверке развал-схождения.

Для установки колеса с большим диаметром центрального отверстия применяют центрирующие кольца.

Обозначение и классификация автомобильных шин

Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:

  • дорожные (в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
  • зимние , используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней “резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.
  • всесезонные являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
  • универсальные обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
  • повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.

Основные размеры шин:

  • посадочный диаметр (d) на обод колеса, обозначается в дюймах;
  • ширина профиля (s) смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода (табл. 1, 2, 3);
  • серия (h) — отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;
  • наружный диаметр (D) — диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
  • высота профиля (H) — разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.

Рисунки протектора шин:

Рисунки протектора шин

Фото. Дорожные шины с разными типами рисунка:
а — ненаправленный; б — направленный; в — асимметричный

  • ненаправленный рисунок (фото а) — симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;
  • направленный рисунок (фото б) — симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью;
  • асимметричный рисунок (фото в) — не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя — на мокрой.

Обозначение шин

Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным (см. рис.).

Рис. Пример возможных обозначений на шине:
1 — максимальная нагрузка и давление (по стандарту США); 2 — обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE"; 3 — количество слоев и тип корда каркаса и брекера; 4 — товарный знак завода-изготовителя; 5 — ширина профиля; 6 — серия; 7, 15 — обозначение радиальной шины; 8 — обозначение бескамерной шины; 9 — посадочный диаметр; 10 — индекс грузоподъемности; 11 — индекс скорости; 12 — обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора); 13 — дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года — трехзначное число); 14 — знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата; 16 — наименование модели.

Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97:

1) 185/70R14

2) 215/90-15С

3) 5,90-13С

Цифры и буквы означают:

  • 185; 215; 5,90 — ширина профиля в мм или дюймах;
  • 70; 90 — серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
  • R — обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву “D” не указывают);
  • 14; 15; 13 — посадочный диаметр обода в дюймах;
  • С — индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.

В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:

1) 6,15-13/155-13

  • 6,15 и 155 — ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
  • 13 — посадочный диаметр обода в дюймах.

Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.

2) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)

  • 31 — наружный диаметр;
  • 10,5 — ширина профиля;
  • R — радиальная шина;
  • 15 — посадочный диаметр.

Маркировка шин отечественного производства

В соответствии с ГОСТ 4754-97 на покрышку наносятся следующие обязательные надписи:

  • товарный знак и (или) наименование изготовителя;
  • наименование страны — изготовителя на английском языке — “Made in…”;
  • обозначение шины ;
  • торговая марка (модель шины);
  • индекс несущей способности (грузоподъемности);
  • индекс категории скорости (табл.4);
  • “Tubeless” — для бескамерных шин;
  • “Reinforced” — для усиленных шин;
  • “M+S” или “M.S” — для зимних шин;
  • “All seasons” — для всесезонных шин;
  • дату изготовления , состоящую из трех цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя — год;
  • “PSI” — индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом “С”);
  • “Regroovable” — в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;
  • знак официального утверждения “E” с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;
  • “ГОСТ 4754” ;
  • национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);
  • порядковый номер шины ;
  • знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
  • “TWI” — место расположения индикаторов износа;
  • балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);
  • штамп технического контроля .

Обозначения зарубежных шин

На них могут быть некоторые другие обозначения:

  • “Тous terrain” — всесезонная;
  • “R+W” (Road + Winter) — дорожная + зимняя (универсальная);
  • “Retread” — восстановленная;
  • “Inside” — внутренняя сторона;
  • “Outside” — наружная сторона;
  • “Rotation” — направление вращения (для шин с направленным рисунком);
  • “Side facing inwards” — сторона, обращенная внутрь;
  • “Side facing outwards” — сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
  • “Steel” — обозначение наличия металлокорда;
  • “TL” — бескамерная шина;
  • “ТТ” или “MIT SCHLAUCH” — камерная шина.

Рекомендации

Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были не только одного размера и конструкции, но и одной модели и по возможности одного производителя. Несмотря на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей. При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся, хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в критических ситуациях. В случае вынужденной установки не одинаковых шин необходимо по возможности избегать следующих сочетаний:

  • радиальные шины впереди и диагональные сзади;
  • низкопрофильная “резина” впереди и высокопрофильная сзади;
  • на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины, а сзади “резина” без шипов;
  • впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д.

Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП.

Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать “идеальную” шину, которая бы обеспечивала максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают шины:

  • с определенной специализацией, когда наиболее развиты одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим). Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости и управляемости. Как правило, все крупные производители (к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины. Правда, при этом умалчивают, какими свойствами “пожертвовали”;
  • с усредненными, примерно одинаковыми по величине, свойствами, для обеспечения приемлемой реализации характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных условий.

Поэтому перед выбором шин необходимо определить:

  • какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам наиболее важны — “спортивность”, комфортность, экономичность и т.п.
  • условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;
  • максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю.

При переходе на другую размерность желательно, чтобы не изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+2sh, где d — посадочный диаметр колеса (дюймы), s — ширина профиля шины (мм), h — серия шины (отношение высоты профиля шины к ее ширине в %). Рекомендуемые варианты замены приведены в табл. 5.

Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.

Таблица 1. Соответствие радиальных шин легковых автомобилей профилю обода колеса.
Обозначение шины 135/80R12 155/80R13 165/80R13 175/80R13 165/80R14 175/80R16 155/70R13
Обозначение профиля обода 4,00B*,
4,50
4 1/2J*, 4J,
5J, 5 1/2J
4 1/2J*, 4J,
5J, 5 1/2J
4J*,
4 1/2J
5J*,
4 1/2J*
5J* 4 1/2J,
4J, 5J
Обозначение шины 165/70R13 175/70R13 185/70R13 175/70R14 185/70R14 205/70R14 185/65R13
Обозначение профиля обода 4 1/2J*,
5J, 4J
5J,
5 1/2J, 4 1/2J
6J*,
7J
5J*,
5 1/2J
5J*,
5 1/2J
5 1/2J*,
6J, 6 1/2J
51/2J*,
6J
Таблица 2. Соответствие диагональных шин легковых автомобилей профилю обода колеса.
Обозначение
шины
155-13/
6,15-13
165-13/
6,45-13
175-13/
6,95-13
185-14/
7,35-14
175/
80-16
Обозначение
профиля обода
4 1/2J* 4 1/2J*,
5J
5J*,
4 1/2J
5J* 5J*
Таблица 3. Соответствие шин легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости профилю обода колеса.
Радиальные Диагональные
Обозначение
шины
185/
80R15С
215/
80R16С
225/
75R16С
5,90-13C 6,40-13C 215/90-15C 6,50-16C 165/
80R15С
Обозначение
профиля обода
5 1/2J*,
5К, 6J
6J* 6 1/2J*,
6J, 5 1/2J
4J*,
4 1/2J
4 1/2J*
5J
6L*,
6J
4,50E* 5J*
* — рекомендуемый профиль обода для данной шины, допускаемые профили не отмечены

Таблица 4. Некоторые индексы скорости и соответствующие им значения скоростей

Индекс скорости Максимальная скорость, км/ч
F 80
G 90
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
Q 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
V 240
Таблица 5. Рекомендуемые варианты замены шин

Размерность заменяемой шины Вариант замены *
135/80R12 155/70R12, 155/65R13
165/70R13 185/65R13, 165/65R14, 175/70R13, 185/60R14, 195/50R15
175/70R13 175/65R14, 185/60R14, 185/65R13, 155R13, 165/70R14, 165/65R14
175/70R14 185/65R14, 195/60R14, 195/55R15
185/70R14 195/65R14, 205/55R15, 195/60R15
195/65R15 215/60R15, 235/55R15, 205/55R16, 215/55R15
195/70R15 205/65R15, 225/60R15, 205/55R16
205/70R15 215/65R15, 235/60R15, 205/65R15, 225/65R15
205/70R15 205/75R15, 215/65R15

* — Более предпочтительные варианты замены шин указаны в начале каждой строки.

Источник - opel-club.ru
Hosted by uCoz